Четыре сибирских дня.
Впечатления и надежды.
Новосибирск-Культурный всегда был и остаётся мощной точкой притяжения профессиональных музыкантов. IV-й Международный фестиваль оркестров народных инструментов «Струны Сибири» наглядное тому подтверждение.
Четыре насыщенных фестивальных дня, шесть крупных национальных коллективов, огромное количество великолепных солистов из Тувы, Барнаула, Караганды, Минска, Красноярска, Новосибирска, и, как итог, – совместное выступление большого объединённого Оркестра Сибири. Художественные руководители и дирижеры – Заслуженные и Народные артисты, Деятели культуры и искусства России, Белоруссии и Казахстана: Владимир Гусев, Михаил Козинец, Алексей Кузнецов, Олег Огнев, Андрей Монгуш, Эртине Тумат, Рустам Дильмухаметов, Валерий Шелепов, Абдугалисин Шоканбаев, Руслан Баймурзин, Тимур Кабдушев.
Первое, с чего начинается заочное знакомство зрителя с фестивалем, – это яркие, хорошо читаемые афиши с обращенными в мир лицами артистов. И хотя чёрная, как Павлово-Посадский платок или Жостовская роспись, балалайка располагается на главном баннере головой вниз, яркие цвета афиши и твёрдое обещание в очередной раз расширить границы радуют глаз, прогнозируя отличное времяпровождение в мажоре.
В филармоническом буфете светло, чисто, уютно, вкусно и дорого. Люди неторопливо согреваются лимонным чаем с медовым печеньем, до тех пор, пока вежливый капельдинер не пригласит занять места в зрительном зале.
На сцене начинается чудесный Музыкальный марафон профессиональных народных коллективов и артистов, а вместе с ними и сотен колоритных инструментов и их разновидностей. Репертуар самый что ни на есть многоплановый. Манера и творческий почерк исполнения у каждого свои.
Оркестр из Тувы примечателен расщепленным горловым пением, невиданными музыкальными инструментами, такими, например, как игил, бызаанчы, кенгирге и аутентичными национальными костюмами. Этот Оркестр о звуках природы, о многообразии Вселенной, о созерцании и человеческой возможности погружения в бесконечность. Размер исполняемых произведений здесь часто не имеет границ. В этом его и сила, и слабость, и душевная притягательность. Пространство звуков тувинцев живет вне социальных сетей. В таком мире если и есть какие сети, то прежде всего охотничьи или рыболовецкие.
Основу Белорусского коллектива составляют два десятка редко звучащих у нас национальных цимбал, синхронно и красиво извлекающих звуки плавно летающими молоточками-палочками. Инструменты очень яркие, с характерным постукивающим тембром и непрерывным шлейфом педальных голосов. Добротные белорусские костюмы и честно работающие, но немного уставшие после длительного ночного перелёта, музыканты. В какой-то момент их отделение оказывается несколько растянутым по времени. Что-то из номеров, учитывая утомляемость зрительского восприятия, наверное, можно было бы и не играть. Но 4000 километров расстояния между городами дают определённые преференции. В целом оркестр звучит очень хорошо и рождает устойчивое чувство ностальгии по добрым родственникам, которых очень любишь, но так редко видишь.
В оркестре из Красноярска присутствуют медные инструменты симфонического оркестра, что позволяет исполнять, например, «Погоню» из «Неуловимых» или музыку к «Тарасу Бульбе» очень близко к киношному оригиналу. Странной фишкой этого коллектива стали реплики ведущей под аккомпанемент фонограммы шума взлетающих или идущих на посадку самолетов. Конечно, всегда очень трудно составить, а потом ещё донести до слушателя программу так, чтобы ему было это интересно. Но игры в стюардесс, сообщения о задержках рейса и звуки аэропортов в концертном зале при переходе от номера к номеру, от Еревана к Тель-Авиву и обратно, порождают ощущение какой-то искусственности происходящего. Очередная энигма выступления красноярцев – игра весь вечер без дирижера на сцене. Зачем? Опять вопрос без ответа. Коллектив звучит дружно, стройно и складно, но почему-то грустно – кого-то или чего-то здесь явно не хватает. Художественный руководитель оркестра Валерий Шелепов прекрасно владеет несколькими духовыми инструментами, в частности армянским дудуком, свирелью и разновидностями варгана. И именно его сольные номера как раз наиболее интересно представлены.
Отличительной чертой Новосибирского оркестра стало включение в программу малоизвестных классических произведений, таких как «Пляска шутов» из «Орлеанской девы» Чайковского, «Воспоминания» Альбениса из сюиты «Иберия», испанских песен Хименеса, Марша и Кано. Оркестр академичен и приятен на слух. Здесь всё глубоко продумано и находится на своих местах. И пусть «Скоморошьи потешки» Шендерева не самый выигрышный из финальных номеров концертной программы, самое главное, что во время игры именно этого коллектива в какой-то момент вдруг перестаёшь ощущать себя в зрительном зале и полностью погружаешься в атмосферу художественных образов и светлых эмоций, творимых на сцене.
Национальный самородок из Улан-Удэ фиоритурил и выписывал виртуознейшие кренделя на народной свирели практически на одном дыхании. Блестящее исполнительское мастерство, восторг зала и параллельное жгучее желание, чтобы он поскорее начал дышать.
Количество использования многими из выступавших дирижеров ударной установки в музыке, созданной быть национальной, утомляет своей предсказуемостью ритмов, вгоняет в скуку и обезличивает колорит любого народного оркестра в сторону эстрадного. В такие моменты разница между национальными коллективами из Белоруссии, России или Казахстана практически перестаёт существовать.
Ещё одно наблюдение. Видеоряд большинства коллективов, за исключением новосибирцев, у которых его просто не было, – самое слабое звено концертных программ. Постоянное мелькание чего-то абсолютно неважного перед глазами, даже если это кадры картин природы, бесконечно отвлекает от исполнения и вызывает чувство досады, усталости и дисгармонии происходящего. Посмотрите на фото, сделанное во время игры белорусского оркестра, задайте вопросы и попробуйте найти на них ответы: Кто главный на этой картинке? Что вас на ней впечатляет? О чем говорят нам бьющие по глазам закрученные линии над оркестром? Зачем во время Концерта оркестров делать музыку второстепенным фоном, а нас заставлять не слушать, а смотреть на безыскусный калейдоскоп случайных цветов или графических рисунков, не имеющих никакого отношения к содержанию звучащего на сцене?
Приятным бонусом концертных программ фестиваля стало блестящее выступление оркестра Новосибирской специальной музыкальной школы под управлением Рустама Дильмухаметова, сольные номера дуэта цимбал из Минска и демонстрация национальных струнных кобыза и кыл-кобыза из Караганды.
В заключительном Гала-концерте на одной сцене встретились в первом отделении Казахский и Белорусский оркестры, во втором – Красноярский и Новосибирский. Первые два сели друг напротив друга, практически стенка на стенку, и устроили между собой баттл из национальных музыкальных номеров. Другие два сразу решили не соперничать, а объединиться для совместного звучания в Большой сводный оркестр Сибири. Блестящая сплоченность, творческое соревнование и популяризация национальных культур. Эффектно. Правда, когда казахский и белорусский оркестры по-очереди исполняли свои десятиминутные номера, подумалось почему-то о музыкантах противоположных коллективов, вынужденных в этот момент держать осанку на сцене без игры – такое бездействие заряженных на активность артистов бывает достаточно тягостным и ведёт к тихому остыванию музыкантского аппарата. На мой взгляд, крупную форму следовало бы ставить на время своих сольных отделений, а здесь, в совместном кругу, лучше бы звучали миниатюры продолжительностью до 5 минут.
Смотреть и слушать оркестры оказалось лучше с балкона, где и внешний вид, и акустика зала на порядок выше. 1000 мест 4 вечера подряд заполнены профессионалами, студентами, семьями с детьми и искренними любителями жанра народной оркестровой музыки. В антрактах и по окончании концертов молодежь и люди старшего возраста со знанием дела горячо обсуждают услышанное. Кому-то не хватило коренной сибирской музыки, а кто-то наоборот открыл для себя новые композиторские имена, инструменты или солистов. Ясно одно – равнодушных здесь нет. Новосибирская публика и взыскательна, и сердечна; и требовательна, и благодарна одновременно. Поэтому всегда так приятно видеть и чувствовать сформировавшуюся слушательскую аудиторию, стоя приветствующую артистов продолжительными аплодисментами.
За этим состоявшимся в Новосибирской филармонии музыкальным событием стоит огромный многодневный труд десятков и сотен небезразличных людей. Каждый из них вносит свою лепту, свой неоценимый вклад в поддержку и развитие музыки для народных инструментов. Той самой музыки, и того самого оркестра, от звучания которых холодок и искры непередаваемого восторга и причастности к чему-то большому, корневому и настоящему бегут в сердце и “за вОрот”. Хочется от души поблагодарить и пожелать всем участникам и творцам столь грандиозной Международной акции крепкого здоровья, творческого долголетия, масштабной популяризации и успешного продолжения такого прекрасного дела!
Художественный руководитель и дирижер русского народного оркестра “Душа России”,
доцент кафедры оркестрового дирижирования Российской академии музыки имени Гнесиных
Владимир Михайлович Шкуровский
Февраль 2020