В Екатеринбурге состоялся Первый Уральский форум национальных оркестров России. За три майских дня в Центре народного искусства им. Е. Родыгина были представлены:
· Научно-практическая конференция «Актуальные вопросы развития современного оркестрового народно-инструментального исполнительства: опыт, проблемы, перспективы»
· Круглый стол по актуальным вопросам развития народно-оркестрового исполнительства
· Мастер-классы ведущих исполнителей народно-инструментального искусства
· Концертные программы пяти оркестровых коллективов из Ульяновска, Белгорода, Новосибирска, Уфы и Екатеринбурга.
Что порадовало:
1. Нас много – людей, которые искренне заинтересованы в сохранении и развитии жанра оркестрового исполнительства на народных инструментах, – нас гораздо больше, чем можно было бы себе это представить
2. Высокий профессионализм большинства участников
3. Внимательное и доброжелательное отношение к гостям Форума со стороны организаторов
4. Продуманность организаторами каждой детали до мелочей – расписание, программа форума, встречи, помещения для дискуссий, техническое оснащение круглых столов, фотограф, концертные залы, бейджики и сувениры
5. Звучащая в зале перед началом концертов негромкая фонограмма русского оркестра, настраивающая на соответствующий лад и создающая особое настроение у зрителя
6. Слушательская аудитория
7. Обзорная автобусная экскурсия по Екатеринбургу
8. Сытные обеды и вкусная выпечка на кофе-брейках
9. Принятие резолюции Форума в адрес Министерства Культуры и других концертных и образовательных организаций: https://urfolk-art.ru/rezoljucija-konferencii-aktualnye…/
Что огорчает:
1. Отсутствие акустического зала у Екатеринбургского оркестра – игра крупного профессионального народного коллектива исключительно под микрофон
2. Невозможность услышать в исполнении оркестра из Екатеринбурга музыки Уральских композиторов, кроме обработки А. Бызова песен И. Дунаевского. У белгородцев, кстати, были свои авторы, у уфимцев – свои
3. Концепция выступления оркестра из Ульяновска на чрезмерно затемнённой сцене – когда вместо лиц и глаз людей транслируется бессмысленный черно-белый видеоряд, отдаленно напоминающий заставки Майкрософта, и, происходит периодическое ослепление резкими световыми лучами. Чаще вспоминайте, друзья мои, что глаза – это зеркало души, поэтому видеть и чувствовать со сцены в первую очередь хочется именно их
4. Видеотрансляция на большом экране играющих музыкантов в оркестре и происходящее на сцене в реальном времени технически не скоординированы между собой – это постоянно отвлекает внимание и мешает слушательскому восприятию
5. Концертный репертуар оркестров, выступавших на форуме, мало оригинален и в целом предсказуем. Спасибо оркестру из Белгорода за музыку современных композиторов – Г. Зайцева и А. Нижника, а оркестру из Новосибирска за редко звучащих в народном оркестре В.Моцарта и Я.Сибелиуса.
На форуме не в первый раз прозвучала мысль, что Русский оркестр может играть все. Согласен, что играть можно действительно всё, но звучать художественно и искусно в русском народном оркестре будет прежде всего только то, что является для него корневым и максимально соответствующим его природе и эмоционально-физическим возможностям. В такие минуты, когда оркестр не звучит и стонет, задыхаясь от попыток вогнать его в стойло чуждых и лишающих оригинального тембра рок-обработок, невольно приходит аналогия из стихотворения Д. Быкова «Путин и мужик»:
– «Мы ни разу на комбайнах не играли в бадминтон” – «Вот же круто, а зачем?»
Хочется выразить слова благодарности всем причастным и двигающим наш красивый музыкальный жанр вперёд и пожелать, чтобы грядущие свершения открывали для слушателей новые горизонты оркестровых возможностей, прекрасную музыку, блестящих солистов и неповторимые композиторские имена!
А настоящим профессионалам жанра желаю всеми силами стремиться к тому, чтобы то, что мы создаём сегодня, было лучше того, что было сделано до нас!
P.S.
Несколько слов о Концерте сводного народного оркестра из 5 коллективов, 180 участников:
Владимир Гусев – Новосибирск:
1. Глинка “Руслан и Людмила” увертюра – в народном оркестре уступает симфоническому
2. Чаплин “Вальс и марш” – ненапряжно, незатейливо, по-чаплински
3. Цыганочка – музыка говорит больше за себя, чем иллюстрации пыльного табуна лошадей на экране и ночные танцы случайных актеров-цыган у костра
Артём Белов – Ульяновск:
1. Городовская «У зари то у зореньки» – широко, протяжно
2. Шендерев «Русская рапсодия» – #многоразИграноСлушано
Иван Крайник – Ульяновск:
1. Чайковский “Пляска скоморохов” – #многоразИграноСлушано
Линар Давлетбаев – Уфа:
1. Башкирская народная и солирующий Курай – колоритно, медитативно
Рустам Дильмухаметов – Новосибирск:
1. Гаврилин «Народный праздник» – быстровато, ансамблевые неточности, звучание в народном уступает симфоническому
2. Сибелиус «Грустный вальс» – глубоко, красиво, содержательно, разница с симфоническим практически отсутствует
3. Белоруков «Боярыня-барыня» – балалаечные штучки и исполнительские приёмчики у солирующего дуэта
Евгений Алешников – Белгород:
1. Мусоргский «Богатырские ворота» – масштабно
2. Музыка с башкирским Кураем – природно, национально
3. Хачатурян «Концертная лезгинка» – #многоразИграноСлушано
Леонид Шкарупа – Екатеринбург:
1. Городовская «Испанский сувенир» – #многоразИграноСлушано
2. Дербенко «Кубанская залихватская» – #многоразИграноСлушано
3. Якушенко «Калинка» – #многоразИграноСлушано