Концерт Русского народного оркестра (Блог, 20.12.2012)

Naperstianka:   “Когда влюблен в Музыку”

Вчера попала на концерт в Гнесинское училище на концерт оркестровых коллективов Отдела народных инструментов. До сих пор нахожусь в культурном шоке – давно я не была на концертах подобных. Колорит именно этого концерта заключался для меня в том, что это был концерт не симфонического или духового оркестров со скрипками или трубами, а оркестра, состоявшего именно из народных инструментов. Я чуть-чуть их слышала (краем уха), пока училась в музыкальной школе, но как-то не придавала этим инструментам особого значения. Вчера же слушала как завороженная, честное слово! Я никогда раньше не слышала, как могут звучать баяны и балалайки вместе. Такое разноголосье! – просто лекарство для ушей людей, живущих среди довольно резких и негармоничных звуков.

Играл Русский народный оркестр п/у Владимира Шкуровского. Это была просто сказка и для моих ушей, и для мозгов. Рита говорила нам с Соней, какие произведения в программе, по её мнению, самые лучшие, но мне очень понравились абсолютно все!

И так хочется рассказать отдельно и кратко о некоторых особо запомнившихся:

  1. С.Рахманинов «Светлый праздник», как потом уже рассказала Рита, был написан изначально для фортепиано. А уже дирижер переложил это произведение для народных инструментов. Это действительно был Светлый Праздник!
  2. Т.Чудова «Сухона с Северной Двиной беседуют» – четко вырисовываются две партии – двух рек. Одна из них более звонкоголосая – эту партию исполняют Домры (потрясающий музыкальный инструмент!!!), вторая – с более спокойным голосом – данную партию играют Балалайки. У них выходит такой душевный женский разговор.
  3. Г.Свиридов «Тройка» – данное произведение (вместе с другими произведениями Свиридова из цикла «Повести Белкина») я слышала в исполнении духового оркестра со скрипками. Но именно там «Тройка» не так ярко звучит. В том исполнении самым ярким я бы назвала «Вальс». А «Тройка» в исполнении народных инструментов – такое яркое произведение, и такое разное в каждый новый момент звучания. Узнала от Риты позже, что «Тройка» изначально была написана Свиридовым именно для оркестра народных инструментов.
  4. С.Рахманинов «Слезы» – одно могу сказать: я для себя действительно услышала, как капают слезы – иногда капают тихи и редко; а порой  льются, будто идет ливень, и как еще много разных слов можно сказать о слезах, которые можно было услышать, или каждый для себя услышал в этом зале.
  5. С.Василенко 4 части из “Сюиты для балалайки” с оркестром – Мексиканская серенада, Романс, Гавот, Токката – во время исполнения данного произведения солировал один юноша – он просто умница. Он так играл, что я лично сидела пригвожденная к стулу волнением и беспрерывно смотрела то на его руки, то на руки дирижера – разительная разница, хотя и есть общий момент – чувственность рук – хотя и она разная. У дирижера руки чувственные, плавные, спокойные и уверенные. А у солиста – чувственные, нервные, резкие в движениях (хотя, я полагаю, это я так ощутила, так как очень мало видела, как играют балалаечники), по моим ощущениям готовые вот-вот сорваться и не ту струну прижать. Надо чаще слушать игру балалайки – в ней такая огромная Изюмина, которую до вчерашнего дня я не видела и не ощущала. И Балалайка может быть такой разной по игре – и страстной (как в Мексиканской серенаде), и нежной (Романс), и увлекающей и завораживающей (Гавот и Токката);
  6. Д.Шостакович «Таити – Трот» – нечто очень оригинальное, меняющееся по настроению и ритму, но опять-таки завораживающее. Музыка Шостаковича вообще очаровательна.
  7. Т.Чудова «Звонкие гармошки о счастливых свадьбах говорят» – родная музыка (хотя я не знаю, что сейчас для людей «родное» в плане музыки), именно русская мелодия, которую, возможно, наши бабушки и дедушки часто слышали и играли у себя в деревнях.

В конце концерта у меня были красные-прекрасные ладоши, и они очень болели. :) Я была очень благодарна Рите и Соне за то, что я, благодаря им, смогла услышать и послушать  такое Чудо!!!